Оставаться на прифронтовой территории, пока твой дом не пострадает от прилетов КАБов. Быть дома, несмотря на полученные травмы. Получать второе высшее образование в 48 лет. Планировать и мечтать даже под постоянными обстрелами. Безусловно, на все это способна только очень сильная и смелая женщина. И именно с такой мы пообщаемся сегодня.


Наталья, расскажите о своей жизни до полномасштабного вторжения.

Прежде всего, хочу сказать, что мы с вами почти соседи. Ведь я родилась и выросла по улице Покровской, недалеко от редакции "Трудовой славы". Перед самой войной работала в селе Таврическое. Кладовщиком на предприятии, которое занималось производством краски и лаков.
Но на протяжении жизни попробовала немало профессий. Наверное, если бы отмечала все даты, то имела бы около 15 профессиональных праздников! По образованию - учитель начальных классов. В период с 1999 по 2005 годы учительствовала в Преображенской школе. Выпустила класс. После чего нашла сезонную работу в Бердянске, где проработала три года. Поскольку мой младший брат много лет работал на строительстве, то научил меня строительным и ремонтным работам. Поэтому и это я умею! Многое сделали с ним собственноручно, как в родительском, так и в моем собственном доме.
Потом некоторое время работала продавцом. И хотя к работе в школе больше не возвращалась, но именно педагогическое образование всегда давало мне возможность иметь дополнительный заработок. Ведь занималась репетиторством с детьми, которые имели сложности с математикой, алгеброй и геометрией до 8 класса, также готовила к школе.
Мне очень нравилась работа в "Райффайзен Банке" в течение 5 лет. Сначала была старшим кассиром, а уже через полгода стала главным экономистом. То есть, учусь очень быстро!

Насколько нам известно, Вы учитесь даже сейчас?

Да, уже во время полномасштабного вторжения получила ваучер на получение второго высшего образования. С этим предложением ко мне позвонила Елена Владимировна Баранова из Ореховского центра занятости. Получить дополнительное образование мечтала еще в 30 лет. Но обстоятельства складывались так, что реализовать это намерение удалось только сейчас.

Какую специальность выбрали? Что именно Вас мотивировало?

У меня был выбор между многими специальностями, но выбрала "Менеджмент ОСМД". Поскольку сама живу в доме, где есть ОСМД и иногда у меня возникало очень много вопросов. К тому же, когда закончится война, нужно будет восстанавливать город. И делать это нужно со знаниями. Именно это и побудило меня к действиям. Я хочу оставаться в своем родном Орехове, не хочу никуда выезжать. Все восстановим, все сделаем, главное, чтобы наступила наша победа и мир!
Я довольна тем, что выбрала обучение в Классическом частном университете. Образование дают на уровне. Объясняют и как вести бухгалтерский учет, и как вычислить смету по строительным работам. Дают те навыки, которые потом пригодятся практически. Кроме того, все предметы, которые нам читают, они с правом дальнейшего преподавания. Поэтому не исключаю для себя и возможность дальнейшей преподавательской деятельности. Как судьба направит, так и сделаю!
Защита магистерской дипломной работы будет в 2025 году, после чего получу диплом.

Наталья, поделитесь, почему Вы не эвакуировались в более безопасное место и решили оставаться дома?

Война постигла так неожиданно... В начале марта еще даже планировала выезжать в Польшу к брату, который работал там уже почти семь лет. Но в последний момент что-то меня остановило и решила оставаться дома. Поэтому к брату поехала только его жена с сыном. Владиславу в то время было 13 лет и, находясь здесь, мальчик воспринимал все как бы спокойно. Несмотря на то, что уже с 27 февраля 2022 года у нас было очень громко. Но только когда они уехали, стало понятно насколько тяжело ребенок переносит все это.

Знаю, что многие меня не понимают. Знакомые по-доброму шутят, что я вообще потеряла здравый смысл, раз не уехала.  А я остаюсь. Не скажу, что не страшно. Страшно... У меня также военные спрашивали почему я не эвакуировалась. Вот не могу поехать и все. У меня здесь мама похоронена... И я хотя бы бываю у нее на кладбище время от времени.
Уезжать мне есть куда. В более безопасные города Украины приглашают хорошие друзья. Могла бы поехать в ту же Польшу к родным. Тем более, мы имеем польские корни. Бабушка по папиной линии полька. Но что-то держит меня здесь.
Как сказала однажды моя хорошая подруга: "Наташа, ты у нас хранительница своего рода! Ты точно выживешь. И тебе нужно быть там, где ты родилась и выросла". Так что выживем, куда мы денемся!

Вы всегда были настолько привязаны к родному городу?

Знаете, не могу сказать, что была настолько сильно привязана к Орехову. Мне очень нравился город Бердянск, я там училась, работала. Просто судьба не сложилась так, чтобы я там осталась.
Буквально перед полномасштабным вторжением говорили с подругой по телефону. Договорились, что приеду к ней в гости 8 марта, отпразднуем. А потом подыщем мне работу в Бердянске, чтобы я осталась там жить. Но уже через 2 дня началась война и все изменилось... Поняла, что, прежде всего, мне нужно быть дома.  Больше нигде себя не вижу.

Но ведь пребывание на прифронтовой территории - это постоянный риск и опасность...

Да, не без этого. Однажды даже получила ранение, но нигде этого не отмечала. Первую помощь мне оказал военный медик, обработал ухо и пятку. Произошло это 2 июля 2023 года примерно в 9.20 утра. Я была на улице, объясняла военным где набрать воду и тут начался обстрел. Один из ребят сразу меня закрыл и получил больше осколочных ранений. Мне же попали небольшие осколки в ухо и пятку. Хрящ в ухе, слава Богу, не пробило. Немножко осталась будто пыль внутри. Если посмотреть на ухо под светом солнца, то видно под кожей такие крупинки. Оно мешает, особенно на дождь. Но заниматься этим буду уже после войны.
Ногу защитила обувь. Я была в спортивных босоножках, сзади которых такая толстая резинка. Осколок впал прямо в нее. Если бы не эта резинка, сухожилие мне перебило бы сразу. А так была только рваная рана и ожог. Остался шрам. Как уже отмечала, тогда ребята на месте мне все обработали и промыли, поэтому к нашим медикам уже не обращалась.

Наталья, какие выводы сделали для себя после того случая?

Перестала лишний раз выходить на улицу. Я же понимала, что вот-вот начнется обстрел, было громко, но все равно стояла и разговаривала. Видимо, просто уже устала постоянно убегать и прятаться. Но после того случая поняла: безопасность прежде всего.
Конечно, опасные ситуации были и до этого.  Еще в июне 2022 года попала под обстрел градов. Между прилетами перебегала к дому.  Но тогда я осталась невредимой. И только через год все же попала в беду из-за собственной неосмотрительности.

Уцелело ли Ваше жилье в Орехове?

Полностью не разрушено, но сильно пострадало. На свое сорокалетие приобрела себе однокомнатную квартиру в заводском микрорайоне, где и жила с 2016 года.  Прошлой зимой топила буржуйку на лоджии четвертого этажа. Во время морозов в квартире была температура +26 °C. Через городской совет оформила помощь от Общества Красного Креста, поэтому денег было достаточно, чтобы закупить брикеты и дрова. Выжить можно было.
Во время обстрелов в подвалах не сидела никогда. Сначала выходили с соседями в подъезд, но там такое сильное эхо, это очень страшно... Также в самом начале пересиживала в ванной. Но потом прочитала, что если будет отлетать плитка, можно очень сильно травмироваться. А вот мой кот до последнего бежал именно в ванную, прятался за унитазом.
Зимой сидела в коридоре, у меня там соседняя квартира, как защита. Наиболее безопасно чувствовала себя в тамбуре. Он более закрыт и там нет такого эха. Конечно, все это не спасет от авиаснаряда... Но в самом начале, когда еще не было таких авиаобстрелов, как в последнее время, еще можно было как-то пересидеть.


22 августа 2023 года в 22.55 возле моего подъезда прилетело 2 КАБа, с двух разных сторон. Выбило окна, загорелась лоджия. Мы с соседом носили воду, тушили пожар целых 13 часов. Только утром заметила, что вся мокрая, а в то время даже не чувствовала холода.
После прилетов КАБов и пожара, который возник в результате этого, в доме все поплавилось, не осталось ни света, ни каких-либо других коммуникаций. После того обстрела трое суток было очень страшно. В доме была одна, все выехали. В заводском микрорайоне еще оставались люди, но очень мало, преимущественно в частном секторе.
В конце концов приняла решение переехать в соседнюю Преображенку, где хотя бы немного тише и безопаснее. И уже в сентябре 2023 года оказалась в Преображенской общине как ВПЛ.

Вы переехали сама? У кого остановились?

Нет, не сама. Вместе со мной переехали мои котики: Кузьма, которому почти 15 лет и полуторагодовалый дворовый Малыш. Остановились в доме хороших знакомых, которые уехали. Также присматриваю за их собачкой, еще забрала с собой собаку, которая как мишка и называется также Малыш.
Ни для кого не секрет, что сейчас на прифронтовых территориях настоящее нашествие мышей. Коты их ловят очень много. Кузьма только душит, не ест. Но все равно всегда зовет, показывает, что поймал добычу.


Выживаем как можем. Есть свет, вода в колодце, топлю плиту. В Преображенской общине оказывают хорошую гуманитарную помощь. Получила денежную помощь для закупки дров и брикетов.

Наталья, говорят, Вы помогаете следить за имуществом тем людям, которые уехали далеко...

Да, это правда, помогаю друзьям, знакомым. Присматриваю, чтобы никто ничего не разграбил: вовремя закрыть, вовремя посмотреть где что можно собрать и вывезти. Именно так и делаю по просьбе, когда мне присылают ключи. Как-то так сложилось, что начала чувствовать ответственность за это. Мне тоже люди помогают.
Хотя и сейчас проживаю в Преображенской громаде, все равно каждый день, мимо реки, бегаю в родной Орехов. В том году помогала соседям бесплатно. Красный Крест выплатил помощь, поэтому хватало на отопление, на все. В этом году сложнее... Сейчас люди благодарят за помощь на карту. Я не отказываюсь. Как только закончатся холода, начну искать работу, чтобы можно было ездить. Сейчас такой вариант не рассматриваю, потому что дом нужно весь день протапливать. Не хочется возвращаться вечером в совершенно холодный дом.

Знаем, что Вы поддерживаете хорошие отношения со своим классом, который выпустили в далекие времена учительства.

Да, это правда! И с классом, и с их родителями. Сегодня еду навещать маму своего ученика, которая заболела. Собственных детей у меня нет. Но класс, это как мои дети! Все они есть у меня в друзьях на фейсбуке. Видят, что я остаюсь дома, поддерживают меня. Один из моих учеников также защищает нас на фронте. Иногда по-доброму кричит на меня: "Ну почему Вы не выезжаете?" А я ему отвечаю: "А ты почему на фронте? Вы защищаете нас там, а мы ждем вас здесь!"

Светлана Карпенко
Светлана Саблина
Фото из архива Натальи Кольчиенко