"Найти. Невозможно забыть" - продолжается информационная кампания в рамках проекта "Мы не одни, помощь рядом", инициированного ГПО "Эгида-Запорожье" для поддержки семей без вести пропавших во время войны в Запорожской области.
С каждым днем войны количество пропавших без вести украинцев растет, а их родственники иногда не знают, как присоединиться к поиску своих родных, ведь в основном люди находятся в растерянном и подавленном состоянии. А именно первые шаги обращения в соответствующие инстанции и структуры очень важны. Каким должен быть алгоритм действий в поиске пропавших без вести при особых обстоятельствах для их родственников и с чего прежде всего следует начинать? Этот и другие вопросы в эфире вижн-радио "На ощупь" ведущая Ольга Вакало адресовала главному специалисту управления по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах МВД Украины, координатору в Запорожской области Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах Елене Орешкиной.

Корр: Два года полномасштабного вторжения, 10 лет войны - какова сейчас ситуация у нас в области в отношении лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах? Какие основные направления деятельности Министерства, которое регулирует этот важный вопрос, и на что оно опирается?

Орешкина: Закон Украины "О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах" был принят уже давно (в 2018 году - ред.), но сейчас эти полномочия перешли к Министерству внутренних дел. Вообще, эта деятельность направлена на координацию усилий в поиске пропавших без вести, а основные направления деятельности прописаны в этом Законе. Это организация обмена информацией, способствующей розыску лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, между Уполномоченным и государственными органами, которые ведут учет и розыск; осуществление коммуникации между родственниками лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах; предоставление в пределах собственных полномочий информации о том, какой именно розыск осуществляется. Для этого нужно постоянно коммуницировать и с другими государственными структурами и органами государственной власти, а также с теми органами и службами, которые частично или целенаправленно занимаются поиском.

Корр: Эта важная координация, по вашим наблюдениям, ведь вы в этой теме минимум 2 года, улучшается?

Орешкина: Хочу сказать, что с начала полномасштабного вторжения у нас не было такой должности - Уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, но постепенно и государственные органы меняют свои подходы по вызову времени, и происходят изменения в законодательстве, а затем - меняются подходы к работе с родными, у кого кто-то пропал без вести - будь то военный или гражданский. И это осуществляется постоянно. Сейчас люди могут обратиться куда угодно и они действительно получат помощь, насколько это возможно сегодня, ведь большинство проблем этих людей связаны с тем, что их родные пропали или на временно оккупированной территории, или там, где продолжаются боевые действия. В этом случае очень трудно осуществлять поисковые мероприятия, но все равно работа ведется постоянно.

Корр: Мы заметили: "лица, пропавшие при особых обстоятельствах". Немножко четче очертите этот термин, как говорят, "человеческим языком".

Орешкина: У нас исчезали люди и до войны. А если они исчезли именно в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, временной оккупацией территории, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, которые например у нас возникли во время подрыва Каховской ГЭС, то это все люди, которые исчезли при особых обстоятельствах.

Корр: Итак, если при таких обстоятельствах исчезают люди, что прежде всего должны делать их родные и куда им следует обращаться для получения необходимого статуса пропавшего лица?

Орешкина: Статус лица, пропавшего без вести - это и есть статус лица, которое исчезло. Это могут быть как дети, так и их родители. Родные прежде всего должны обратиться в различные структуры. Во-первых, подать заявление об исчезновении в полицию или СБУ, а также заявление на выписку из Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Подать заявление в этот Реестр могут родные, которые с ними жили и члены семьи лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах. Это могут быть муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, правнук, правнучка. Могут быть также усыновители или усыновленные, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством, а также лица, которые совместно проживали. Скажем, гражданская жена также может подать заявление в Реестр в отношении своего гражданского мужа. Такие заявления могут подать и представители нацполиции, воинской части или общины, в которой проживало лицо. Алгоритм таков: сначала надо подать заявление в полицию или СБУ о факте исчезновения родного человека - и уже с этого момента начинаются его поиски. Замечу, что не все люди, которые исчезли, будут считаться пропавшими при особых обстоятельствах. Для этого надо подать заявление в Реестр.

Корр: Если это военный, пропавший из-за боевых действий, какой здесь механизм: дождаться звонка от ТЦК и тогда начинать розыск?

Орешкина: Как правило, военный может не выходить на связь несколько дней. Часто бывает, что это связано с боевыми задачами, о чем военные заранее предупреждают родных. Но иногда через определенный срок они так и не выходят на связь. У родственников нет коммуникации напрямую с воинской частью, поэтому они должны обратиться в ТЦК с запросом к ней. Как правило, очень быстро этот вопрос решается - родные получают извещение или сообщение от воинской части. После этого они идут в нацполицию и пишут заявление о пропавших без вести. Это могут сделать не только родные. А вот получить следующую информацию о пропавшем без вести могут только родственники. Также родные могут обратиться в Национальное информационное бюро, которое создано в Киеве, но по короткому номеру 16-48 вам подскажут, как подать информацию - там собраны данные обо всех пропавших. Бывает так, что уже через некоторое время вам могут перезвонить и подтвердить, что ваш родной находится в плену. И это дает близким хоть какую-то надежду.
Есть еще Координационный штаб, который был создан год назад, там также собирается информация, это больше связано с деятельностью СБУ и разведки. У них также есть свои представительства в отдельных регионах и они непосредственно общаются с людьми в созданном электронном личном кабинете. Зарегистрироваться в нем можно только при наличии электронной подписи.
Хочу заметить, что когда родные узнают о без вести пропавших близких людей, они находятся в крайне подавленном психологическом состоянии и они не знают, с чего начать поиски и куда обращаться. Им очень нужна помощь в это время.

Корр: Очень часто люди в отчаянии размещают информацию о пропавших родных в соцсетях, могут ли они этим им навредить? Какие ваши советы?

Орешкина: Ресурсы, которые являются государственными учреждениями - МВД Украины, СБУ, Координационный штаб, Национальное информационное бюро - все они отвечают за сохранность ваших персональных данных. Другие соцсети не ответственны за это - и в этом есть опасность. К тому же, нередко эта информация попадает к мошенникам. И поэтому это может очень навредить пропавшим без вести вашим родным.
В конце хочу подчеркнуть, что я постоянно на связи, на мой телефон 068-446-59-09 обращаются из многих уголков Украины по разным вопросам.
К сожалению, количество людей, пропавших без вести при особых обстоятельствах, постоянно увеличивается, потому что боевые действия и война еще продолжаются. Но, несмотря на то, кто ваш пропавший родной- гражданский или военный - поиск продолжается постоянно.  Никто не оставит человека в беде.

Людмила Долженко